• +7 (47364) 2-50-51
Нововоронеж, Мира ул, 5

Образовательные стандарты

 

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями  вступающего в силу с 1 сентября 2013года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно  разрабатывать,  и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. В стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования;
  • Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования.
  • Сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  • Укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития  каждого ребенка независимо от пола, нации, места жительства;
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, физических качеств, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Стандарт включает в себя требования к :

- структуре Программы и ее объему;

- условиям реализации программы;

- результатам освоения программы.

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Программа разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учетом примерной программы. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей:

  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  1. Предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
  2. Характер взаимодействия со взрослыми;
  3. Характер взаимодействия с другими детьми;
  4. Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого – педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности ребенка во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Для успешной реализации Программы  должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:

  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, поддержка самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  • Использование в работе форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу.
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей.
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
  • Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Результаты диагностики используются исключительно для индивидуализации образования, оптимизации работы с группой.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития работников, консультационная поддержка работников и родителей, организационно – методическое сопровождение процесса реализации Программы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13.

Требования к развивающей предметно – пространственной среде:

  • Должна обеспечивать  максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также прилегающей территории.
  • Должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
  • Должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ.
  • Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям реализации Программы.

Квалификация педагогических и учебно – вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.

Требования к материально – техническим условиям реализации программы.

Требования к материально – техническим условиям реализации программы включают:

  • Требования, определяемые в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами;
  • Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.
  • Оснащенность помещений развивающей предметно – пространственной средой.
  • Требования к материально – техническому обеспечению программы.

Требования к финансовым условиям реализации программы.

Финансовые условия реализации программы должны: обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта, обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации.

Требования к результатам освоения основной образовательной дошкольного образования программы.

Требования Стандарта представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,  которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка,  на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся:

  • Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
  • Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач: аттестацию педагогических кадров, оценку качества образования, оценку итогового и промежуточного уровня развития детей.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагая формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155.


Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 09 июля 2014 г. № 761 «О введении в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования»