• +7 (47364) 2-50-51
Нововоронеж, Мира ул, 5

Образовательная программа

 

 

Образовательная программа.

Образовательная программа МКДОУ Нововоронежский детский сад №6 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

Структура программы:

I. Целевой раздел образовательной программы.

1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи реализации  ООП ДО

1.2. Принципы и подходы к формированию ООП ДО.

1.3. Значимые для разработки и реализации ООП ДО.

2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

II. Содержательный раздел программы

1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

1.1. Образовательная область «Социально –коммуникативное развитие»

1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

III. Организационный раздел.

1. Материально-техническое обеспечение программы.

2. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Цели и задачи реализации ООП ДО.

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1) забота о здоровье, эмоциональном благополучии  и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

2) создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

3) максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) творческая организация воспитательно – образовательного процесса;

7) вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями ребенка;

8) уважительное отношение к результатам детского труда;

9) единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

10) соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения

 Принципы и подходы к формированию ООП ДО.

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;

-личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых ( родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

- уважение личности ребенка;

Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой основана на следующих принципах:

- соответствует принципу развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

- сочетает принципы  научной обоснованности и практической применимости.

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

- строится с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой.

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательных отношений.

Общий объем обязательной части составляет 60% времени, необходимого для реализации Программы ДОО, рассчитан в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

•          образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения художественной литературы;

•          образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

•          самостоятельную деятельность детей;

•          взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

 Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от общего объема Программы ДОО с учетом приоритетного  художественно – эстетического направления  деятельности ДОО.  Содержание обязательной части Программы ДОО построено с учетом  примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под  редакцией .Н.Е.Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –3-е изд,испр. и доп.- М.: Мозаика-синтез, 2014.

 Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется с учетом парциальных программ.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей

Содержание психолого – педагогической работы   с детьми 2-7 лет дается  по образовательным областям: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

 

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

 

Образовательная область «Речевое развитие» включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:

- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

-  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-  стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-  реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

- развитие физических качеств;

- правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;

- правильное выполнение основных движений;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

 Планируемые результаты усвоения  ООП ДО.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

•          ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

•          использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

•          соблюдает правила элементарной вежливости ( самостоятельно  или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,  «спокойной ночи»); имеет первичные представления о правилах поведения в детском саду, дома на улице и старается соблюдать их;

•          владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

•          стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

•          проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

•          проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

•          у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

•          ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•          ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

•          способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.  Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

•          способен сотрудничать и выполнять как лидерские, та и исполнительские функции в совместной деятельности.

•          ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами

и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

•          ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•          у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•          ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•          ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.